Двигайся вместе с нами! В Конюховском яслях-саду-средней школе реализован инновационный проект
05.11.2024
«Движение — это жизнь, а жизнь — это есть движение» — как гласит старая поговорка. Ученые подтвердили народную мудрость и доказали, что люди, которые ведут малоподвижный и сидячий образ жизни живут меньше, чем те, кто активно занимается спортом. Современный темп жизни, как правило, не дает нам заниматься физическими занятиями даже в минимальных количествах. Но это только на первый взгляд. Ведь в большинстве своем мы просто боимся. Боимся, что физическая активность — это обязательно изнурительные тренировки, а это совершенно не так! Мы забываем про пешеходные прогулки, про занятия танцами, про велопрогулки, про активные игры на свежем воздухе. А ведь все это и многое другое приносит нам удовольствие и является прекрасной тренировкой для нашего организма. Так считают учащиеся, педагоги и родителя Конюховского яслей-сада – средней школы, которые включились в республиканский инновационный проект по данному направлению.
Инновационная работа по реализации проекта «Внедрение модели формирования двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы»проводилась в учреждении образования с сентября 2017 по май 2020 года под руководством научного консультанта Павла Снежицкого, кандидата педагогических наук, доцента кафедры физического воспитания и спорта Гродненского государственного аграрного университета.
Актуальность данной темы заключается в том, что на современном этапе развития общества в Республике Беларусь актуальна проблема укрепления и сохранения здоровья сельского населения как основного трудового контингента, обеспечивающего национальную продовольственную безопасность. Цель инновационного проектасостояла вформировании двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы на основе методик индивидуализации двигательных режимов.
В инновационном проекте участвовали 41 учащийся, 15 родителей и 9 педагогов (Андрей Щука, Наталья Шмаровская, Ольга Щука, Люцина Рукша, Мария Ковшик, Елена Коженевская, Мария Троско, Марина Бурая и Татьяна Данилович), которые были объединены в творческую группу.
Педагоги приняли участие в районных и областных семинарах по инновационному проекту в учреждениях образования Берестовицкого, Свислочского и Мостовского районов, ГГАУ.
В соответствии с разработанной моделью формирования двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы в учреждении образования функционировали новообразования в виде 4 центров: «Аналитик», «Информ», «Школа+», «Спокойствие».
В феврале 2019, 2020 годов были проведены методические недели «Панорама инновационного опыта: достижения, проблемы, перспективы», «Инициатива и творчество в работе педагога-инноватора». В рамках данных недель педагоги делились опытом работы с учащимися, родителями, педагогами по формированию двигательной культуры, демонстрировали наиболее эффективные формы работы с родительской общественностью по привлечению их к здоровому образу жизни, рассмотрели возможные формы и методы работы по развитию двигательной активности.
В ноябре 2019 года прошла ярмарка воспитательных идей, в ходе которой педагоги-инноваторы поделились идеями, мнениями, теоретическими находками с классными руководителями. Проведённая работа способствовала практическому обмену опытом классными руководителями по решению проблемы формирования двигательной культуры и здоровья у учащихся сельских школ, формирования навыков здорового образа жизни родителей.
Проводилась социальная реклама необходимости совершенствования двигательной культуры, разработаны и выпущены буклеты, листовки, памятки на тему формирования здорового образа жизни. Методическая копилка школы пополнилась литературой по теме «Формирование двигательной культуры и здоровья». Создан библиографический список по данной теме в электронном варианте, стенд «Здоровый образ жизни», на котором пополняются рубрики о здоровом образе жизни, двигательной активности. На сайте учреждения образования действует страница «Инновационная деятельность», где также размещаются информационные материалы о реализации инновационного проекта.
Налажена работа по организации встреч, спортивных мероприятий с субъектами образовательного пространства: КСУП «Воронецкий», Берестовицкий РОЧС, пограничная застава «Семёновка», Большеэйсмонтовская и Олекшицкая средние школы, Конюховский ФАП и другие.
Обеспечено внедрение методики индивидуализации двигательных режимов сельских жителей, в том числе школьников в секции общей физической подготовки «Движение», использование педагогической технологии формирования двигательной культуры человека, применения в работе педагогов-инноваторов индивидуальной диагностической карты для определения уровня двигательной культуры и разработки индивидуального двигательного режима, опросно-диагностической карты по изучению предпосылок формирования двигательной культуры.
Под руководством центров в январе 2019 года на базе учреждения образования проведен областной семинар-практикум для педагогов учреждений образования, участвующих в реализации проекта по теме «Промежуточные результаты выполнения программы инновационной деятельности учреждений образования, реализующих инновационный проект в 2018/2019 учебном году: опыт, проблемы, перспективы на 2019/2020 учебный год». В рамках данного мероприятия силами Центра «Информ» и Центра «Спокойствие» были проведены занятия с элементами тренинга «Все в твоих руках», учителем физической культуры и здоровья было проведено открытое занятие секции по теме «Использование методики индивидуализации двигательных режимов на секции ОФП «Движение», классными руководителями проведены мастер-класс «Жизнь прекрасна!», урок здоровья «Движение в жизни человека», в ходе которых был продемонстрирован опыт по применению интерактивных методов во внеклассной работе как с обучающимися, так и их родителями. Материалы семинара-практикума были обобщены и направлены Берестовицким районным методическим кабинетом в учреждения образования района для использования в работе.
Центр «Школа+» проводил пробы и измерения морфологических показателей, двигательные тесты для определения уровня функционального состояния и уровня двигательной среды. В практике работы использовалась методика индивидуализации двигательных режимов школьников в секции общей физической подготовки. В секции ОФП «Движение» занимались 15 учащихся один раз в неделю. Работа секции содействовала гармоническому развитию детского организма, укреплению здоровья, привитию интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, развитию выносливости, силы, ловкости, гибкости, скорости в их гармоничном сочетании. Продолжили работу 2 группы: экспериментальная и контрольная, в каждую из которых входили 12 человек. В течение 2018/2019 учебного года в секции общей физической подготовки осуществлялась апробация, а в 2019/2020 — внедрялась методика индивидуализации двигательных режимов школьников на основании использования карт индивидуального-двигательного режима.
Велась работа по совершенствованию методики оценки индивидуальной двигательной работоспособности по пробе Руфье. На уроках физической культуры и здоровья применялись индивидуальные, фронтальные формы работы, использовался станционный метод, что способствовало развитию различных двигательных навыков. Проведенные по итогам года замеры в экспериментальной группе позволили сделать вывод, что у субъектов образовательного пространства повысился уровень физической подготовки, уровень двигательной активности, стали активно развиваться такие физические качества как выносливость, сила и ловкость.
Классные руководители активно внедряли в практику работы современные методики и средства по формированию культуры здоровья у детей, используя интерактивные методы воспитания: информационный час «Велодвижение в Беларуси: как развивается активный вид отдыха в стране», экологический поход в лес «Живи, лес!», конкурсвидеороликов «Здоровые дети – в здоровой семье», интерактивное занятие «Чистое дыхание», информ-дайджест «Горькие плоды сладкой жизни», конкурс видеопрезентаций «Сделай правильный выбор», спортивно-биологический праздник, тренинговое занятие «Здоровье сегодня – успех завтра»и другие.
Проводились спортивные и физкультурно-оздоровительные мероприятия: физкультурные паузы, подвижные перемены, соревнование по легкой атлетике, футболу, конкурса рисунков и плакатов «Я голосую за ЗОЖ», часов общения «Управляй своим физическим развитием», спортивных турниров «Ни дня без движения», «Веселые старты», спортландии «Здоровый я – здоровая страна» и другие.
В результате внедрения за период с 2017 по 2020 гг. получено улучшение показателей субъектов образовательного пространства сельской школы по следующим критериям: увеличились знания и понятия о двигательной культуре и здоровом образе жизни; повысились знания о влиянии двигательной активности на общее состояние организма; активно занялись совершенствованием собственного физического, психологического и социального здоровья школьники, родители и педагоги; уменьшилось количество пропусков по болезни; увеличилось количество учащихся, имеющих основную группу по физкультуре.
Инновационный проект также способствовал повышению результативности участия сборных команд школы на районных и областных соревнованиях в следующих видах спорта: «Школиада», зимнее, летнее многоборье «Здоровье», зимнее, летнее многоборье «Защитник Отечества», «Снежный снайпер», «300 талантов для Королевы», «Кожаный мяч», вольная борьба, в которых принимали участие Бурый Павел, Павлова Виктория, Садыхов Денис, Примак Даниил, Болбат Егор, Романчук Никита, Павлов Максим, Васильченко Дарья, Солома Максим.
Эффективность методики индивидуализации двигательных режимов подтверждается результативностью участия в районной спартакиаде школьников (2017 год – 3 место, 2018 год – 1 место, 2019 год – 1 место), а также результативностью участия педагогов в районной спартакиаде работников образования (2018 год – 2 место, 2019 год – 1 место).
Таким образом, задачи инновационного проекта можно считать реализованными. Результаты заключительного контроля свидетельствуют об актуальности данного проекта для системы образования Республики Беларусь. Дальнейшая деятельность педагогов-инноваторов направлена на подготовку методических рекомендаций по использованию результатов в массовой практике, подготовке материалов для публикации в педагогических изданиях.
http://www.beresta.by/?p=113328