Главная / Новости / Новости района
10.05.2024

Мемориал Славы в Большой Берестовице: Это наши герои

Мемориал Славы расположен на Ратушной площади в центре городского поселка Большая Берестовица и состоит из братской могилы, где захоронены 192 воина и партизана, погибших в годы Великой Отечественной войны, памятника воину-освободителю и Стены Памяти.

Имена на братской могиле

Среди захороненных – гвардии полковник, командир 250-й гвардейской стрелковой Бобруйской Краснознаменной ордена Суворова дивизии Геронтий Цитаишвили и его адъютант капитан Александр Мостовых, гвардии капитан 120-й гвардейской стрелковой Рогачевской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова дивизии Валентин Ямпольский, воины 269-й стрелковой Рогачевской Краснознаменной ордена Кутузова дивизии, которые погибли в июле 1944 года при освобождении района от немецко-фашистских захватчиков,  партизаны, перезахороненные из д. Иодичи Берестовицкого сельского совета, где они погибли 9 апреля 1942 года.

В 1954 году на братской могиле был установлен памятник – скульптура воина с автоматом, стоящая на постаменте в виде усеченной пирамиды высотой 8,5 метров. Памятник был изготовлен в Харькове. В 1986 году мемориал был реконструирован. На территории захоронения воздвигнута мемориальная Стена Памяти с фамилиями погибших земляков и чаша Вечного огня. В 2022 году был проведен капитальный ремонт мемориала Славы на площади Ратушной. Был заменен гранит на памятнике воину-освободителю и на Стене Памяти, обновлены надписи, дополнительно нанесены 125 фамилий погибших земляков, найденных в результате поисковой работы.

Капитан Александр Мостовых

В боях за Берестовитчину 19 июля 1944 года пал смертью храбрых командир 250-й стрелковой дивизии гвардии полковник Геронтий Нестерович Цитаишвили. Боевой путь 250-й стрелковой дивизии на территории Берестовицкого района проходил через деревни Данилки, Долбенки, Карповцы, Малая Берестовица, Колесники, Малые Эйсмонты, Спудвилы, Диневичи. Архивные документы свидетельствуют, что два офицера – полковник Геронтий Цитаишвили и его адъютант капитан Александр Мостовых первоначально  были захоронены возле деревни Данилки. После войны останки воинов были перезахоронены в братскую могилу в Большой Берестовице. В ходе поисковой работы, проведенной в том числе и краеведом из аг. М. Берестовица Тамарой Эйсмонт, удалось исследовать боевой путь некоторых погибших. Среди них – Александр Иванович Мостовых. Уроженец Свердловской области капитан Александр Иванович Мостовых, адъютант командира 250-й стрелковой дивизии, в июне 1944 года во время нападения группы фашистов на командира дивизии Геронтия Цитаишвили, организовал отражение атаки и ликвидацию группы силами подразделений управления дивизии. В результате до двадцати немцев были убиты и трое взяты в плен. Во время форсирования реки Березина Александр Мостовых одним из первых штабных офицеров переправился с десантом на западный берег Березины. Награжден орденом Красного Знамени. Погиб 19 июля 1944 года при освобождении деревни Малая Берестовица, перезахоронен в братской могиле у памятника воину-освободителю на Ратушной площади в райцентре.

Капитан Валентин Ямпольский

В книге «Долгие версты войны» опубликована статья Галины Рубинской 1970 года о капитане Валентине Ямпольском, погибшем при освобождении Берестовитчины.

«Мне хочется рассказать о капитане Валентине Андреевиче Ямпольском, который отдал жизнь при освобождении нашего района и имя которого носит один из наших пионерских отрядов. Пять лет мы вели переписку с родными Валентина, после того как узнали адрес в Министерстве обороны СССР», – указывается в статье.

Вот о чем удалось узнать поисковикам более пятидесяти лет назад.

Валентин Ямпольский родился 26 февраля 1921 года в селе Гулькевичи Краснодарского края. Валентин был обычным мальчишкой, любил книги о подвигах, имел беспокойный характер, ему не очень давалась математика. Может быть, он стал бы врачом или учителем, геологом или агрономом. Но война разрушила его мечты. Юноша долго ходил в военкомат, чтобы его взяли на фронт. И парня направили в артиллерийское училище. Затем Валентин Ямпольский воевал на Втором Белорусском фронте. Здесь он вступил в ряды Коммунистической партии. Это было большим событием в его жизни. «Мама, я сейчас коммунист, – писал он домой, – а потому еще сильнее буду бить фашистов».

Несколько раз Валентин был ранен. Вот он пишет отцу из больницы: «Скорее бы в часть. Надоела эта госпитальная жизнь. А в части свои люди, своя семья, с которой я живу и делюсь всем вот уже более двух лет».

За храбрость, проявленную в боях, Валентин Ямпольский был награжден орденом Красной звезды и медалями.

Приближалось время победы. «Мы идем вперед. Поганый Фриц бежит, но мы его бьем и бьем. Уже далеко продвинулись вперед. Сейчас пишу, а через несколько часов снова в бой», – это строки из последнего письма капитана Ямпольского. А через несколько дней родители получили «похоронку». Родители Валентина за годы войны потеряли троих сыновей.

Умерли, но врагу не сдались

Зимой 1942 года в районе хуторов деревни Иодичи базировалась партизанская группа численностью более 20 человек. В нее вошли военнослужащие, бежавшие из лагерей для военнопленных и попавшие в окружение в первые дни войны. Все они временно проживали в деревнях Берестовицкого района.

Долг перед Родиной звал смельчаков на борьбу с захватчиками. Они собирали оружие, налаживали связь и готовились с наступлением весны сформировать партизанский отряд. Но карательная деятельность гитлеровцев, развернувшаяся в январе-феврале 1942 года и сопровождавшаяся массовыми расстрелами советского актива и бывших военнослужащих, вынудила их уже в начале 1942 года взяться за оружие.

Партизанская группа была хорошо вооружена, поддерживала связь с местным населением. Правда, опыта партизанской борьбы у нее пока не было. Это понимали и ее руководители. Поэтому искали связь с активными партизанскими группами и частями. Они посылали своих разведчиков то в одну сторону, то в другую. Наконец, была установлена связь с партизанами в Беловежской пуще. Группа начала готовиться к передислокации.

В сторону выхода группы были направлены разведчики. Они должны были вернуться на рассвете, но на рассвете прогремел неравный бой. Оказалось, что посланные партизанами два конных разведчика наткнулись на гитлеровцев из 91-го полицейского батальона СС. Позже командир батальона капитан гитлеровской службы безопасности Фауст писал в своем рапорте: «8 апреля 1942 года одному подразделению удалось обнаружить двух вооруженных партизан. Один из них был пойман, другой погиб в бою. Допрос пленного показал, что оба принадлежат к крупному партизанскому отряду, который в ночь с 8 на 9 апреля будет находиться в отдельно стоящем доме на хуторе Иодичи в 15 километрах юго-восточнее Крынок».

Пленный выявил место остановки партизанского отряда, фактически предал своих товарищей.

На рассвете в 4:30 в район хутора прибыли вооруженные каратели. Чтобы не выдать себя, они прошли 8 километров пешком и под покровом темноты стали окружать дом.

…Бой длился два часа, но силы были неравны. Фашисты обстреляли дом перекрестным огнем. Положение партизан становилось все более критическим, но они сражались героически. Дрались даже тогда, когда дом был охвачен огнем. Попытка выбраться из горящего строения через двери и окна не увенчалась успехом. Из девяти выпрыгнувших семеро погибли сразу. Эти двое продолжили бой. Потом остался только один, да и он был ранен. Отползая в лес, он продолжал стрелять. Третий номер пулеметного расчета карателей бросился за ним. Но его остановила партизанская пуля. Раненый партизан, согласно свидетельствам, скрылся. Кто он? Какова его дальнейшая судьба? Это неизвестно.

Местные жители похоронили павших партизан на месте боя, а после войны их останки были перенесены в братскую могилу в Большой Берестовице. Храбрый поступок героев навсегда останется в памяти современников.

https://www.beresta.by/memorial-slavy-v-bolshoj-berestovice-jeto-nashi-geroi/