Преступления против пожилых людей – это, к сожалению, не редкость в наши дни. На что только не идут аферисты, чтобы обмануть доверчивых граждан! Предлагаем вспомнить читателям о самых распространенных способах обмана граждан.
Самым распространённым способом мошенничества остаются звонки на телефоны пенсионеров, во время которых недоброжелатели выведывают персональные и банковские данные. Злоумышленники с помощью разных психологических приёмов склоняют жертву к совершению финансовых операций в их пользу.
Главное – не поддаваться на провокации. Любые звонки и SMS-сообщения с неизвестных номеров, содержащие в себе информацию о начислении или списании денег, надо перепроверять, лично обращаясь в банк. Сотрудники банка никогда не будут звонить самостоятельно и уточнять персональную информацию.
Злоумышленники могут применить и такую схему: аферист, находясь за рубежом и пользуясь выложенными в открытом доступе справочниками, звонит по городским телефонным номерам до тех пор, пока не попадает на человека преклонного возраста. Затем преступник представляется пенсионеру родственником или сотрудником милиции и сообщает о «беде». Например, что родственник попал в ДТП, сбил человека, и теперь ему требуются деньги, чтобы помочь пострадавшему. Обманщик предлагает передать средства через надежного человека, то есть себя.
Чтобы не стать жертвой обмана, необходимо перепроверять всю информацию, которую вам сообщают по телефону неизвестные. Если звонящий представляется родственником, но в правдивости этого заявления возникают сомнения, стоит задать несколько контрольных вопросов, ответы на которые могут знать лишь близкие члены семьи, либо прекратить разговор и перезвонить близкому человеку.
Хищение средств происходит и при личной встрече с мошенниками. Например, незнакомцы попадают в дома к пенсионерам с предложением купить дорогостоящий товар. В результате торга пожилые люди лишаются денег, поскольку купюры считают гости.
В Беларуси часто активизируются продавцы «чудо-фильтров» для воды. Схема обмана проста: жителям предлагают провести «экспресс-анализ» качества воды в их квартире, а после – установить дорогостоящий фильтр, цена которого достигает нескольких тысяч долларов. Эксперты отмечают, что анализ, который проводят торговцы фильтрами, копирует школьный эксперимент по физике, а «современный прибор» – обычный электролизатор, который есть в каждой школе. Определить качество воды с его помощью невозможно.
Самое интересное, что свои услуги по установке фильтров для воды, ремонту окон, прочистке вентиляции, продаже дорогостоящих одеял и подушек, массажеров сотрудники подобных фирм могут предлагать достаточно настойчиво, но при этом не нарушая закона. В любом случае, прежде чем заказывать дорогостоящую услугу, пожилым людям следует обратиться за консультацией к родственникам или соседям.
По квартирам ходят и псевдосотрудники газовой службы, электросбыта и водоканала, которые внушают пенсионерам, что у них имеется утечка газа, перерасход электроэнергии или ужасное состояние воды и иные «страшные поломки», требующие немедленного дорогостоящего ремонта. У таких «сотрудников» необходимо потребовать удостоверение, узнать цель визита, уточнить по телефону служб о наличии таких работников.
Неоднократно повторялись случаи, когда мошенники проникали в дом к пенсионерам под видом социальных работников и под разными предлогами завладевали их личными средствами. Особенно хорошо входят в доверие к пожилым людям женщины-аферистки.
Чаще всего жертвами цыганок, чародеев и экстрасенсов становятся люди, которые изначально верят в их способности. Из-за убежденности в том, что цыганка умеет гипнотизировать, у людей сразу включается готовность попасть под её «чары». Злоумышленники пользуются этим и предлагают снять порчу за большую цену.
В целях профилактики преступлений правоохранительные органы рекомендуют:
Не хранить денежные средства в доступных местах, исключить возможность обнаружения денег посторонними лицами при беглом осмотре квартиры.
Не открывать дверь в дом незнакомым, в том числе представившимся сотрудниками различных социальных или коммунальных служб. Не нужно стесняться просить у посетителей предъявить документы. Более того, даже после предъявления документов не следует открывать незнакомцам двери. Не лишним будет позвать соседей, позвонить в соответствующие учреждения, поинтересоваться, направляли ли они своего сотрудника, и узнать его фамилию либо сообщить по телефону 102 о посетителях.
Если
незнакомые лица под видом социальных работников все же зашли в квартиру,
необходимо: постоянно находиться в том месте, где хранятся деньги; потребовать
у пришедших представить подтверждающие личность документы; предложить связаться
по телефону 102 с представителями органов внутренних дел для подтверждения
правомерности их действий.
Вриод начальника Берестовицкого РОВД Лозовицкий О.С.