19.10.2023
Жизнь без барьеров. В Большой Берестовице прошел обучающий семинар по навыкам коммуникации с инвалидами по зрению
Районный обучающий семинар по навыкам коммуникации с
инвалидами по зрению, организованный Территориальным центром социального
обслуживания населения, состоялся на базе Берестовицкого центра
культуры и народного творчества. Участие в нем приняла председатель
Гродненской областной организации ОО «Белорусское товарищество инвалидов
по зрению» Ирина Новикова и представители различных государственных
структур района, по роду своей деятельности сталкивающиеся с людьми с
инвалидностью.
Равные возможности
Ирина Новикова возглавляет областную организацию ОО «БелТИЗ» уже
более 10 лет, и сама является инвалидом по зрению, поэтому ей не раз
приходилось оказываться в тех ситуациях, о которых она рассказывала в
ходе встречи.
– Человек, который сам никогда не испытывал подобных трудностей, не
всегда понимает наши потребности, – отметила Ирина Борисовна. – Людям с
нарушениями зрения приходится обращаться в банки, больницы,
жилищно-коммунальные и другие службы, делать покупки в магазинах. И не
всегда для них этот процесс легкий и доступный. Очень важно научиться
правильно помогать человеку с инвалидностью по зрению, корректно
обращаться и взаимодействовать с ним.
Ирина Новикова обратила внимание присутствующих, что среди людей с
нарушением зрения есть две категории – слабовидящий человек и незрячий. У
них разные потребности и особенности, и с ними нужно по-разному
взаимодействовать. Оказывать помощь инвалиду по зрению обязательно нужно
уметь, ведь жизнь может столкнуть каждого из нас с таким человеком.
Не сочтите за труд
– Если слабовидящий человек о чем-то вас спросил, не сочтите за труд
рассказать ему об этом, не отсылая к ценникам и информационным стендам, –
подчеркнула Ирина Борисовна. – Часто для нас они вообще не доступны,
даже если и написаны крупным шрифтом. Если нужно написать заявление или
подписать какой-то договор, предложите отправить ему документы в
электронном виде на почту или в соцсети, он сделает это дома в спокойной
обстановке. Хорошо, если в организациях, где нужно подписывать
документы, есть трафарет по диаметру окошка для подписи, что значительно
облегчит эту задачу человеку с проблемами зрения.
Сегодня важна не только физическая доступность, такая как тактильная
плитка на ступеньках или электронно-речевые информаторы, но и
информационная. Часть услуг любой человек с инвалидностью должен иметь
право получить дистанционно, даже не выходя из дома. Важно, чтобы сайты
организаций имели версию для слабовидящих, чтобы информация, которая
подается на листовках, табличках, афишах, печаталась в контрастных
тонах, хорошо читаемым шрифтом. Лучше, чтобы это было черное на белом
или желтое на черном. Ведь когда человек теряет зрение, желтый цвет –
это последний цвет из спектра, который он еще может различать при
утраченном восприятии других цветов. Поэтому многие объекты для
слабовидящих делают именно желтого цвета.
От теории к практике
Особое внимание Ирина Новикова обратила на взаимодействие с полностью
незрячими людьми, ведь они испытывают больше трудностей в передвижении и
восприятии мира. Такие люди, как правило, приходят в магазин с белой
тростью (обязательный атрибут тотально слепого) или в очках с толстыми
линзами или затемненными стеклами. Они могут ходить медленнее других
посетителей, случайно натыкаться на неожиданные препятствия, спотыкаться
на ровном месте. Ирина Борисовна на практике наглядно
продемонстрировала, как правильно обратиться к незрячему человеку, как
провести его по лестнице, через дверь, как усадить на стул и при каких
условиях оставить его одного на какое-то время.
– Многие люди, когда теряют зрение, уходят в депрессию, у них
развивается комплекс зависимости от других людей, это загоняет их в
тиски страха, для них становится проблемой о чем-то спросить или
попросить, – отметила Ирина Новикова. – Важно говорить с ними нормальным
голосом, с обычной интонацией, без снисхождения и сюсюканья.
Обслуживание человека с инвалидностью по зрению на достойном уровне –
это не добрая воля и не помощь, а обязанность любого учреждения. Уже
канули в лету те времена, когда говорили, что в СССР инвалидов нет.
Сегодня мы имеем возможность не только выходить из домов, но и трудимся
наравне с другими. Если в обществе научатся правильно взаимодействовать
с незрячими или слабовидящими людьми и оказывать необходимую помощь,
это значительно упростит нам жизнь и позволит чувствовать себя
увереннее. https://www.beresta.by/zhizn-bez-barerov-v-bolshoj-berestovice-proshel-obuchajushhij-seminar-po-navykam-kommunikacii-s-invalidami-po-zreniju/